Гламурный гений блогосферы (komen_dant) wrote,
Гламурный гений блогосферы
komen_dant

Categories:

ПРО Дорогу Победы и живую блокировку

Сегодня самое время продолжить околоблокадные рассказы.

71 год назад 7 февраля 1943 года паровозная бригада машиниста И. Пироженко провела первый поезд с продовольствием от сибиряков и уральцев для блокадного Ленинграда. Паровоз ЭУ 708-64 установлен как памятник на платформе вокзала станции «Волховстрой-1». Так началась эксплуатация железной дороги Шлиссельбург-Поляны, которая вошла в историю как «Дорога Победы».
Если о «Дороге Жизни» знают все, то «Дорога Победы» осталась в тени «старшего брата».



Дорога Победы — временная советская железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, действовавшая с 5 февраля 1943 года по 10 марта 1944 и служившая как более эффективная замена Дороги жизни для доставки грузов в блокированный Ленинград. В отличие от Дороги жизни, проходившей по Ладожскому озеру, Дорога победы пролегала по левому берегу Невы и по южному побережью Ладоги, проходя на некоторых участках в 3—4 километрах от немецких артиллерийских позиций, за что получила прозвище «коридор смерти».
12 января 1943 года войска Волховского и Ленинградского фронтов в ходе операции «Искра» перешли в наступление и 18 января объединились на левом берегу Невы, тем самым прорвав блокаду Ленинграда. Появилась возможность связать Ленинград с остальной страной дорогой по суше, заменив ледово-паромную переправу — Дорогу жизни. В результате в тот же день Государственный комитет обороны принимает решение: построить в образовавшемся узком участке суши железную дорогу.

Строительство было поручено УВВР-2, которым руководил начальник Ленметростроя И. Г. Зубков, на выполнение задания было отведено всего 20 суток. Будущая трасса должна была проходить через болота и лесные массивы, а наиболее сложной задачей стало сооружение низководного моста длиной 1300 метров через Неву. Для выбора места строительства моста были специально «подняты» городские архивы по реке, а также документы Балтийского пароходства. В результате удалось выбрать место, где максимальная глубина реки достигает 6 м, хотя скорость течения составляла 2 м/с. Отсюда и дугообразная в плане форма моста, так как это повышало его устойчивость к быстрому течению. Отдельной проблемой стали неразорвавшиеся снаряды и мины. Только на пути трассы было обнаружено 1730 мин, 7 неразорвавшихся бомб и 52 артиллерийских снаряда. Помимо этого, строительство велось в сильный мороз в условиях бездорожья и под непрерывным вражеским артиллерийским обстрелом (немецкие позиции находились всего в нескольких километрах). Для ускорения производства, дорогу строили по облегчённым условиям с кривыми малого радиуса и крутыми подъёмами, а вместо шпал порой использовали обычные брёвна.
5 февраля 1943 года железнодорожная линия Шлиссельбург — Поляны, построенная раньше намеченного срока — всего за 17 суток, была сдана в строй. Её длина составляла 33 километра, на ней находилось 3 моста (через Неву, Назию и Чёрную) и 3 разъезда, а также устройства для электро- и водоснабжения.

Отдельно хотелось бы рассказать о маленьком эпизоде из героической жизни железнодорожников, эксплуатировавших эту магистраль, а именно о «живой блокировке».
Так как дорога проходила в прямой видимости от немцев, первое время поезда ходили по ней только ночью. Естественно однопутная дорога не могла обладать большой пропускной способностью и за ночь проходило буквально 10-12 пар поездов, что для снабжения города было мало.

Управление движение по «Дороге Победы» осуществилось при помощи телефонной связи, другой блокировкой из-за аврального строительства и фронтовых условий оснастить дорогу не могли. Согласно всем правилам и нормам безопасности, на перегоне при телефонных средствах связи на однопутном перегоне, возможно только в том случае, когда отправленный поезд прибыл на соседнюю станцию. Вы сами понимаете, что оснастить более прогрессивными средствами связи как то автоблокировкой, полуавтоблокировкой или хотя бы электрожезловой системой, в условиях когда немецкие артиллеристы сидят на высотках в 3 километрах от линии невозможно.

Тогда совместными усилиями службы движения и службы СЦБ и связи (служба Сигнализации, Централизации и Блокировки) было предложено ввести караванный метод движения, при помощи живой блокировки.

Живая блокировка — способ движения поездов по принципу автоблокировки с временными проходными сигналами, управляемыми вручную работниками-сигналистами. Движение по живой блокировкн устанавливается в целях временного увеличения пропускной способности участка при одностороннем движении. При ее введении основной способ сигнализации по движению поездов не используется, на перегонах расставляются заранее проинструктированные сигналисты, которые снабжаются ручными (дневными и ночными) сигналами, петардами, тремя переносными сигнальными щитами, дающими показания зелёного, жёлтого и красного сигналов, и сигнальными фонарями для замены щитов в тёмное время суток, иногда телефонной связью полевого типа. Сигналисты находятся один от другого на расстоянии взаимной видимости сигналов (ок. 1 км). Применение целесообразно при нарушении средств связи, сигнализации, в экстремальных условиях (например, прифронтовых).

static33

Железнодорожники, в основном женщины, расставленные в ночное время по линии через каждые 3 километра, ручными фонарями регулировали движение поездов. У каждой из них были полевой телефон и прикрепленный к шесту керосиновый фонарь с зеленым и красным светом. Эти люди сутками находились на постах под обстрелами и бомбежками. В общем попробуйте представить себе этот кромешный ад.

Как только освобождался впереди лежащий участок, машинисту сразу же подавался сигнал: «Можно следовать дальше». Это позволило отправлять поезда «караванами» с интервалами в несколько минут. Система блокпостов дала возможность пропускать до 20–25 поездов за ночь.

з.ы. прошлый год довелось принять участие в торжественных мероприятиях по случаю 70-летия "Дороги Победы", пост по теме
Tags: Блокада
Subscribe

  • ПРО Коридор бессмертия

    Тема краудфандинга продолжает идти в массы. Еще недавно, когда только начинали собирать всем миром деньги на 28 панфиловцев, в одному из первых…

  • ПРО Ленинградский парад Победы

    70 лет тому назад, 8 июля 1945 года, прошел Ленинградский парад Победы. Это был во многом особенный Парад, известный теперь больше как возвращение…

  • ПРО блокадные самоходки САУ-76

    Тема обороны и блокады Ленинграда, что естественно, мне крайне близка и интересна. Уже как-то писал большой пост на тему «блокадного…

promo komen_dant june 3, 2015 13:18 6
Buy for 10 tokens
Выпьем за тех, кто командовал ротами, Кто умирал на снегу, Кто в Ленинград пробивался болотами, Горло ломая врагу. Волховская застольная В этом году, впервые за последние четыре года, весенняя Вахта Памяти у нашего отряда проходила не на привычной «Егеревке», а в районе…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments