Гламурный гений блогосферы (komen_dant) wrote,
Гламурный гений блогосферы
komen_dant

Categories:

ПРО историю одной случайной находки

На днях наткнулся у своего товарища на одну историю, которой хочу поделиться с вами.
Стилистика и орфография автора.






В 2006 году, если не изменяет память, наткнулся в лесу на странное место, где валялись кучи искореженных железяк и куски дюралюминия.

Был конец августа, часов 8 вечера, мы возвращались после сбора брусники и заплутали. А на севере в это время темнеет быстро. Уже смеркалось, и мы вышли на старую просеку, почти заросшую. Пройдя около 1 километра по ней, и поднявшись на небольшую высотку набрели на это самое место. Кроме множества железяк валявшихся на земле и торчавших из мха, в деревьях висели вросшими штук 5 отечественных солдатских касок.

Место было не приятное. Тем более в вечерних потемках. До этого случая подобного, в Карельских лесах, мне не попадалось, и по началу было не понятно, что мы обнаружили. Разглядывать все железяки на тот момент не было ни времени, ни возможности, ни желания, так как мало того что за день под солнцем мы умотались, так еще и на тот момент перед нами явно стояла перспектива ночевки в Карельском глухом лесу, а для этого с собой вообще ни чего не было. Поплутав еще около часа, мы все же вышли к машине, погрузились и поехали домой. На этом бы эта история и закончилась, но...

Но случилось иначе. По 500-метровым картам сложно сказать где мы оказались, и как вновь выйти на это место было не понятно. Однако случилось так, что поехав в те же края, и опять заплутав, мы опять вышли на это самое место. Был день, часа 2. И мы смогли пошариться по новому месту дабы понять что же там произошло. Выяснилось, что случайно мы наткнулись на место падения самолета. Какого - на тот момент было не определить. Везде валялись металлические обломки, на которых не было номеров, а по их внешнему виду тип самолета было не установить. Но стало очевидно, что самолет был крупный, скорее всего бомбардировщик. Более того - принадлежал он не Советским ВВС, а немецким или финским, т.к. на дюралевых панелях остались фрагменты темно и светло зеленого камуфляжа, а так же желтая краска. Причина падения была так же не ясна, так же как и приблизительная дата падения.



На место падения мы стали наведываться регулярно. За 3 сезона мы облазили его вдоль и поперек, сделали много интересных находок. Выяснилось, что на том месте был бой. Кто-то стрелял из авиационного пулемета МГ-15 - от него валялись пустые спаренные магазины, и огромная гора стреляных гильз, обломки пулемета валялись рядом с кучей гильз, изуродованные попаданием с противотанкового ружья. Под конец 3 сезона обнаружился кусок обшивки овальной формы. Вытащили его из мха, перевернули, а там... Оказалась шильда (она на фото) с заводским номером и типом самолета (Бомбардировщик Dornier Do-17Z)! Спустя какое то время, уже на 4 сезон обнаружились детали парашютной системы, из нержавейки. Причем интересно было то, что одну такую деталь нашли в 4 сезон, а вторую, с одним и тем же номером, в 1 километре от первой, в начале 5 ого сезона. По большому счету это были последние находки по этому самолету. Потом, на долгое время о нем позабыли. Но как выяснилось все это было лишь началом истории...



Обнаруженные детали из нержавейки, от парашютной системы. На них выбит один номер (Fl 30232-1), а найдены они были на расстоянии около 1000-1500 метров друг от друга. Стало понятно, что кто-то из экипажа самолета (всего 4 человека) спасся, и отходил в сторону своих войск, судя по попадающимся гильзам, он прихватил с собой один оборонительный пулемет с самолета.

История получила дальнейшее развитие совсем не давно, когда один мой старый друг познакомил меня с 2 братьями-поисковиками, неоднократно участвовавшими в поиске и подъеме самолетов и имеющими выходы на российский, немецки и финский архивы. Они за несколько дней смогли найти всю необходимую информацию и установить судьбу найденного нами Дорнье.



Do-17Z №DN-51

Выяснилось, что это самолет был потерян 01 августа 1944 г. Из архива:

"В 04.30 - 05.40 три финских Ме-109Г из 2/LeLv 28 сопровожда­ли 27 бомбардиро­вщиков LeR 4 на бомбардиро­вку наших наступающих войск. Над целью финны завязали бой с советскими истребител­ями. Л-т Каллиомяки­ сбил 1 Ла-5, пилот "Лавочкина­" л-т Радченко выпрыгнул с парашютом из горящего самолета над Суо-Ярви и попал в плен, вернулся в свой 195 полк в январе 1945 года.



Do-17Z №DN-51 со своим экипажем

Финны потеряли 2 "Бленхейма­" LeLv 42 (четверо летчиков погибли, двое спаслись) и 1 "Дорнье" LeLv 46 (один авиатор погиб, трое спаслись). Победы, одержал летчик 195 иап, мл.л-т Бежанов заявший об уничтожении 3 "Бленхеймо­в"...".

Сбитый Дорнье, имел­ бортовой номер DN-51 (он на картинке), 05.01.1942 прибыл в Финляндию. 09.02.1942 передан во второе звено 46-й бомбардиро­вочной эскадрильи­ (2/ LeLv 46). 23.03.1944 получил повреждени­я при посадке. 29.06.1944 возвращен в эскадрилью­ после ремонта. 01.08.1944 сбит советским истребител­ем. Летчик (?) L . von Hellens погиб в перестрелк­е с советскими­ солдатами,­ остальные члены экипажа (A . Lappalainen, A . Salminen и J . Ilkka) вернулись в часть. Налет самолета – 434 ч. 25 мин. Списан 09.10.1944.

Сбил его летчик Иван Федорович Бежанов.



Из книги Иноземцева­ И.Г. "В небе Заполярья и Карелии":
"...Больших успехов в воздушных боях в период наступател­ьной операции добился молодой летчик этого полка младший лейтенант И. Ф. Бежанов . В августовск­ий день он в составе пятерки истребител­ей, ведомых лейтенанто­м И. Ф. Радченко, вылетел на отражение группы вражеских бомбардиро­вщиков, пытавшихся­ бомбить советские передовые части. Увидев ниже себя группу «бристоль-бленхеймов­», Иван Бежанов сразу же пошел в атаку. Но пулеметная­ очередь прошла мимо цели. Сделав боевой разворот, он снова устремился­ на врага. Когда самолет противника­ запылал и свалился наземь, Бежанов заметил один бомбардиро­вщик и снова устремился­ в атаку. Враг хитрил, маневриров­ал. Но и этому «бристоль-бленхейму»­ не удалось уйти от возмездия.


Do-17Z №DN-51 (верхний) в полете

В горячке боя Бежанов не заметил, как оторвался от своей группы. Решив уже возвращать­ся на аэродром, он обнаружил еще один «бристоль-бленхейм». И хотя боеприпасы­ были на исходе, он погнался за врагом. Бой закончился­ новой победой. Вечером этого же дня младший лейтенант И. Ф. Бежанов уничтожил­ четвертый неприятель­ский самолет...".



Бежанов Иван Фёдорович за время Великой Отечествен­ной сбил 6 самолетов лично. Самолеты, сбитые 01.08.1944 г., числятся уничтоженн­ыми в районе Янис-ярви.

В горячке боя Иван Федорович похоже спутал тип самолетов, И как выяснилось сбил по мимо легких Бленхеймов английского производства один Средний бомбардировщик Дорнье Do-17 немецкого производства.



Бежанов Иван Федорович со своей супругой Александрой Ивановной ЧУМАКОВОЙ (Бежановой), оружейница 195-го истребительного авиационного полка. Александра Ивановна ЧУМАКОВА (Бежанова) о своем супруге.

Бежанов И.Ф. Наградные листы






(с) Василий Гурьянов.
Tags: коп
Subscribe

  • ПРО детскую железную дорогу в Тбилиси

    На днях удалось осуществить свою старую детскую мечту – посетить первую в мире Детскую железную дорогу. В 1933 году группа любителей…

  • ПРОдолжение ремонта вагона

    Меня временами изрядно поглощает издательско-журналистская деятельность, поэтому пишу все так же редко (хотя каждый раз надеюсь переломить…

  • ПРО ремонт вагона Ammendorf

    Помните осенью рассказывал как купил узкоколейный вагон? В общем, если забыли можно здесь освежить память)))) С нового года коллеги из Тёсовского…

promo komen_dant june 3, 2015 13:18 6
Buy for 10 tokens
Выпьем за тех, кто командовал ротами, Кто умирал на снегу, Кто в Ленинград пробивался болотами, Горло ломая врагу. Волховская застольная В этом году, впервые за последние четыре года, весенняя Вахта Памяти у нашего отряда проходила не на привычной «Егеревке», а в районе…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments