Гламурный гений блогосферы (komen_dant) wrote,
Гламурный гений блогосферы
komen_dant

Categories:

ПРО сталинский ампир через историю люстры из ДК им. Первой Пятилетки

Жилой дом на улице Победы, д. 5 (застройщик LEGENDA Intelligent Development) можно по праву рассматривать не только как интереснейший роскошный проект в стиле сталинского ампира, но и как музей одной вещи – подлинной люстры эпохи 40-50-х годов. Архитектор Евгений Герасимов узнал, что люстра, много лет освещавшая зал Дворца Культуры им. Первой пятилетки, была выкуплена коллекционером и «выжила» после сноса самого здания на набережной Крюкова канала. И не мог упустить случай взять ее в свой проект. Эта люстра помнит голоса О. Берггольц, Б. Окуджавы, Ю. Германа. Во Дворце Первой пятилетки вёл дискотеки лидер «Аукцыона», поэт и исполнитель Олег Гаркуша. Здесь выступали А. Райкин и училась в театральной студии Т. Доронина. Под этой люстрой выросло целое поколение советских граждан, приобщавшихся к искусству и проводящему здесь свой культурный досуг. После бережной реставрации латунная хрустальная красавица обрела новый дом в парадном холле многоэтажного жилого здания.



Когда в 2005 году дирекция Мариинского театра решительно и неумолимо вознамерилась снести здание ДК Первой Пятилетки, чтобы расширить пространство театра и соединить две сцены навесным мостом через Крюков канал, общественность заинтересовалась историей и культурным значением здания на углу улицы Декабристов, но поделать ничего с амбициями В. Гергиева и возможностями ООО «Терминатор» не смогла. До сих пор петербуржцы приходят на новую сцену Мариинского театра, чтобы оценить не столько оперные и балетные постановки, сколько архитектурный экстерьер и интерьер огромного стеклянного здания, освещающего вечерний город. А когда-то на этом месте, после пожара Литовского рынка, было решено построить клуб совторгслужащих. Здание было закончено в 1930-м году (архитекторы Н. А. Митурич и В. П. Макашов) и «окрещено» в честь успешного выполнения Первой пятилетки.


Дворец Культуры им. Первой Пятилетки (постр. 1929-1930 гг.).

Надо сказать, что 30-е гг. XX века в нашей стране – это переломное время для искусства. Авангард, конструктивизм, супрематизм, поиск нового языка литературы, живописи, архитектуры, резкое порывание со всем буржуазным стали возвращаться к консервативным истокам. Период конструктивизма совпал с первыми тяжелыми годами становления новой власти, организации нового государства, поэтому конструктивность и функциональность были оправданы в том числе и экономически. Конструктивизм мыслит конструкциями, проектами, поисками новых путей, новых архитектурных решений. Это прямые линии, аскетичность, функциональность любых деталей, металлические конструкции, масштабное остекленение. Архитектура должна была отвечать потребностям нового человека в новых условиях жизни, квартиры и личное жилое пространство были объявлены вредными, распыляющими силы пролетариата. Дома культуры были похожи на фабрики, а заводы на театры. Везде работал и отдыхал трудящийся народ. Конструктивизм хотел освободиться от всего прошлого, от всего буржуазного. Архитекторы со всем энтузиазмом подхватили идеологическое знамя, но язык архитектуры никак не переводился на грамматику нового советского уклада. Отсюда бесконечные споры и быстрые смены течений в архитектурном советском авангарде: все должны были строить идеологически правильно, но как понимать это «правильно» в архитектурных деталях никто точно не знал.


Литовский рынок, на месте которого был построен ДК им. Первой пятилетки.
Год постройки 1787-1789 арх. Джакомо Кваренги. Фото до 1917г. Архитектурное решение квартала, которое разработал Кваренги: на углах квартала здание рынка имеет закругление.



Первое здание Дома культуры на улице Декабристов было совершенно типичным для построек 1925-1930-х гг. Но, увы, оно не могло похвастаться ни красотой, ни смелостью конструкций. Здание получилось тяжеловесным, сухим, приземленных объемов без выразительных акцентов и доминант, без лучших достижений конструктивизма – динамизма и легкости. Действительно, серое прямоугольное здание с большими квадратными окнами, нелогичной планировкой залов внутри, и могло называться только «домом культуры». После реконструкции 50-х годов здание-памятник Первой советской пятилетке было не узнать. Дом стал настоящим дворцом. Проект реконструкции разрабатывали Н. А. Митурич, В. В. Горбачев и М. Л. Файнберг. Окна немного уменьшились и обрели «парадную», а не фабричную форму, весь, по-прежнему серый, печальный фасад буквально расцвел греческими полуколоннами и портиками. Внутри была проведена перепланировка залов. Скорее всего, именно тогда в главном зале Дворца культуры им. Первой пятилетки и появилась роскошная люстра в стиле сталинского ампира.


Дворец Культуры им. Первой Пятилетки. (постр. 1929-1930 гг.) Стена скруглена, также как и стена Литовского рынка, бывшего тут ранее.

30-е гг. XX в. представляют очень интересный период в развитии русской архитектурной тенденции. Аскетизм конструктивистских построек стали постепенно одевать в декор классики. Приказ сверху осваивать классическое наследие фактически положил конец фантазиям убежденных сторонников авангарда. Это было не просто десятилетие перехода от конструктивизма к сталинскому ампиру, отказ от попыток найти новый язык архитектуры и возвращение к языку старому, имперскому, начала прошлого века. Конструктивисты отвергали понятия искусства, стиля, провозглашали архитектуру производством новых функциональных зданий, пытались отказаться от всех возможных классических и буржуазных деталей.


Дворец Культуры им. Первой Пятилетки (постр. 1929-1930 гг.). Главный вход в театр на пересечении Крюкова канала и ул. Декабристов. Вход архитектурно "раскрыт" благодаря скругленной стене.(фото 1949 г. или позже).

«Мы новый, светлый мир построим» - под таким фантастическим, романтическим лозунгом проходят архитектурные выставки 20-30-х гг. Смелости конструктивистских проектов и сейчас поражаешься: это и вавилонские башни с огромной статуей Ленина наверху, и сумасшедшие небоскребы, которые затмили бы габариты Кремля, мавзолея и собора Василия Блаженного. Конструктивисты пытались очистить архитектурный язык от всех стилевых, национальных, вековых, этнических, религиозных надстроек. Но ловушка заключалась в том, что такой язык уже существовал и продолжает существовать сейчас – это классический античный ордер, вечно радующие человеческий глаз пилястры и колонны с изящными навершиями, портики и пропорциональность форм. И архитекторы, искренне искавшие универсальный архитектурный язык, закономерно уткнулись в архитектурные золотые пропорции колыбели европейской, рациональной цивилизации, где впервые произошло отделение религии от науки, становление демократии.


ДК Первой пятилетки, фото 50-х годов

Строители 30-х гг. пробовали отказываться от классических форм, потом пытались брать их в самой очищенной, минималистической форме, можно назвать хотя бы такие течения как «новая классика», «красная дорика» (от дорического греческого ордена и нового «красного» строя), отбирали самые аскетичные греческие ордера (дорический и тосканский в противоположность нежным, женственным коринфскому и ионическому). Этим путем шла Европа, США, но, как отмечают искусствоведы, СССР (Россия) – единственная страна, которая дошла по этому пути до возвращения к пышному ампиру. И главным его поклонником был И. В. Сталин.



Как некогда Петр Великий, Иосиф Виссарионович чувствовал себя императором новой империи, огромной сильной страны. Нагнетание военной ситуации в мире, гонка вооружений, территориальные притязания фашистских режимов, - всё способствовало возвращению стиля римских и наполеоновских военных империй. Ампир традиционно считался как бы вершиной классицизма. Екатерининский самодостаточный и спокойный классицизм XVIII в. закончился александровским ампиром, классицизм основывался на древнегреческих элементах архитектуры и декора, ампир – на римской военной атрибутике и египетских архитектурных элементах. А поскольку римская империя – непосредственная античная наследница греческой цивилизации, то и ампир – это по сути более холодный и воинственный классицизм. Ампир прекрасно подходил для выражения идеи государственного могущества, независимости, воинской силы и доблести. Само название «ампир» произошло от французского «империя», так как этот стиль зародился при Наполеоне, а слово «империя» восходит к латинскому «imperium» (командование, власть). Римские полководцы, Наполеон Бонапарт, Александр I – расцвет всех мощнейших амбициозных европейских империй сопровождался архитектурными шедеврами ампира.


ДК Первой пятилетки, начало сноса

Снос Фрагмента Литовского рынка. 2005-2006 гг. Вопреки предписаниям КГИОП, настаивавшего на сохранении и реставрации фасада, фасад был приведен в негодное состояние, после чего разрушен. Этой схемой сноса исторических зданий в Санкт-Петербурге широко пользуются недобросовестные строители, так как она позволяет обойти все охранные обязательства и законодательные ограничения.

«Отец народов» не мог остаться равнодушным к царственности, роскоши и воинственности ампира. Не смутили вождя ни буржуазная, ни европейская преемственность. И в 40-50-е годы снова появляются «дворцовые» интерьеры для граждан СССР: самые красивые станции метрополитена, хрустальные люстры, ковры, античные карнизы и пилястры, предметы интерьера из редкого дерева и натурального камня. Шедевры сталинской архитектуры напоминают несколько греческих храмов, поставленных друг на друга. Здесь могут встречаться и элементы допетровской архитектуры, и лепнина барокко, и шпили готики, и растительные орнаменты ар-деко. Существуют легенды, что И. В. Сталин лично одобрил оба фасада гостиницы «Москва», подарил великолепную хрустальную люстру Дому Литераторов, которая прекрасно вписалась в интерьер дореволюционного особняка. Исследователи говорят, что люстры этой эпохи могли соединять в себе элементы и классицизма, и барокко, и модерна.

Люстра из Дворца Культуры им. Первой пятилетки датируется примерно 40-50-ми годами XX в. Это, несомненно, прекрасный образец послевоенного сталинского ампира. В 80-е годы, когда дом культуры был поставлен на ремонт, изменения коснулись и люстры: было принято решение уменьшить ее высоту, срезать ряд деталей. Современные же ремонтные работы, которые ведутся реставраторами из мастерской «Русский модерн», призваны вернуть люстре первоначальный облик. К сожалению, часть деталей была утрачена, однако сохранность объекта, который «пережил» несколько переездов, составляет около 75%, что, с учетом используемых материалов, является хорошим показателем.



Красивый и легкий резной поддон выполнен из латуни, на латунной проволоке (которую реставраторам «Русского модерна» в том числе пришлось заменить) держатся хрустальные «ладошки» штамповой формовки, заполированные вручную. Хрусталь очень хорошего качества (предположительно мог быть выплавлен на заводе Ленинградского оптического стекла) не потемнел за годы. Утраченные хрустальные элементы были заменены на хрустальные детали люстр той же эпохи, которые специально были выкуплены на аукционах для ремонтных работ объекта. Были заполированы трещины в металле, восстановлена пропорциональная длина крюка (он был перепаен, и люстра висела непропорционально близко к потолку, что позволяет предположить, что ее перевешивали из другого здания или закрепляли на других перекрытиях, новой электропроводке). От стиля модерн в люстре «прижились» ажурные листочки по периметру обруча. Авторы и мастера-изготовители первоначальной версии люстры, к сожалению, до сих пор не установлены.

Люстры классицизма, к которым относится объекта из ДК Первой Пятилетки, отличались строгой, легкой конструкцией. Для них были характерны вертикальные стержни и крупные обручи, к которым прикреплялись гирлянды хрустальных подвесок. Именно эпоха ампира – 1800-30-ее гг. – расцвет производства хрустальных люстр в Европе. Франция была законодателем мод, лидером в бронзовом литье и производстве хрусталя. Для Венского конгресса (1814-1815 гг.) были изготовлены так называемые «конгрессные» большие хрустальные люстры на ободах, рассчитанные на освещение огромных помещений. Эти люстры изготавливались из латуни (латунный сплав лучше бронзы своим оттенком и свойствами; латуни присущ желтый оттенок, и она дает коричневую, а не черную патину), украшались листьями, выпуклыми золочеными полудугами.



Люстры ампира и классицизма требуют высоких потолков, отсутствия мелких деталей, натуральных камней в интерьере. Поэтому вновь засверкавшая люстра ДК Первой пятилетки так изящно и царственно смотрится в холле новостройки «Победы, 5», которую возводит застройщик Legenda. Натуральный травертин, греческий потолок, готическая стойка ресепшн массивного дерева, витражи с военной атрибутикой, египетские стойки возле боковых дверей, задуманные по плану, латинское выражение-приветствие на полу. Можно сказать, что люстра из Дворца Культуры попала в новый расцвет ампира, в новые имперские устремления.

Почти все современные архитектурные проекты, представленные на петербургском рынке элитной недвижимости (потому что девлопер, как правило, реализует свои самые интересные задумки именно в сегменте элит-класса), стараются либо придерживаться чистого конструктивизма, авангарда, экспериментировать с тяжелыми конструкциями и стеклом, либо вновь возвращаться в вечное благородство античности.

Исследователи архитектуры удивляются, почему, спустя столько тысячелетий, греческие каноны искусства не утратили своей актуальности и комфортности для человека. Античность, в отличие от культурного наследия других эпох и режимов, воспринимается нами и сейчас как нечто современное. Горожанин легко находит взглядом античные элементы домов и воспринимает их почти как собственно архитектуру. Греческая архитектура, так называемый ордер, - словно бы «всечеловеческая» архитектура, легко проходящая сквозь все эпохи, верования, идеологии. Ордер стал эталоном профессионального архитектурного языка. И что удивительно, отмечают исследователи, неоклассика сильнее всего действует не в своем аскетичном виде, а именно в своей наполненности приобретенными элементами Ренессанса, классицизма, барокко. Новый революционные стили отказываются от декора, от элементов прошлого, но бездекоративным течениям всегда приходит на помощь щедрая на декоративные элементы античность.

Сталинский ампир – это имперскость, устремленная в высоту. Это противоречивая, но великая эпоха нашего прошлого. Неоклассицизм считается единственным в нашем городе стилевым направлением, который не пришел извне, а был основан на собственном наследии – военной славе, патриотизме и дворянской элегантности начале XIX в. Неоклассическое, консервативное движение всегда основывается на признании высокой ценности и значимости своего культурного прошлого. Поэтому архитектурное обращение к классицизму и ампиру свидетельствует о неугасании имперского самоощущения нашей страны.




Subscribe

  • ПРО новогодние открытки

    12 декабря – самое время, что бы вновь что-то написать в ЖЖ. Например, опять запустить аттракцион по сбору заявок на открытки. Процитирую…

  • ПРО традиционные открытки

    В суете чуть было не забыл традиционное действо. Самое время расчехлить пыльную уютненькую и вернуться «к корням». Неоднократно…

  • ПРО спорный нейминг

    Стойкое ощущение «пассионарного удара наоборот» не покидает меня в последние дни. Что-то крайне непонятно происходит в умах власти…

promo komen_dant june 3, 2015 13:18 6
Buy for 10 tokens
Выпьем за тех, кто командовал ротами, Кто умирал на снегу, Кто в Ленинград пробивался болотами, Горло ломая врагу. Волховская застольная В этом году, впервые за последние четыре года, весенняя Вахта Памяти у нашего отряда проходила не на привычной «Егеревке», а в районе…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • ПРО новогодние открытки

    12 декабря – самое время, что бы вновь что-то написать в ЖЖ. Например, опять запустить аттракцион по сбору заявок на открытки. Процитирую…

  • ПРО традиционные открытки

    В суете чуть было не забыл традиционное действо. Самое время расчехлить пыльную уютненькую и вернуться «к корням». Неоднократно…

  • ПРО спорный нейминг

    Стойкое ощущение «пассионарного удара наоборот» не покидает меня в последние дни. Что-то крайне непонятно происходит в умах власти…