Гламурный гений блогосферы (komen_dant) wrote,
Гламурный гений блогосферы
komen_dant

Category:

ПРО Нелидово и умершую узкоколейку



Есть у нас небольшая традиция – последние несколько лет мы ходим в баню на июньские праздники устраиваем рейд-экспедицию по «узкоколейным местам России». Дабы увидеть, исследовать и запечатлеть умирающую красоту промышленного транспорта.

В этот раз рейд выдался длинным и тяжелым - мы намотали более 2200 км за 3 дня. Наш маршрут пролегал через Лодейное поле-Вытегру-поселок с названием Депо-Вологду-Ярославль-Углич-Калязин-Тверь-Ржев-Нелидово-Пено-Демьянск и дальше на родные пенаты. Тут хотелось бы поблагодарить моего вечного спутника Илью Русанова, без него эта (да и многие другие поездки) не состоялись бы.
Про Калязин уже писал, дай бог смогу отписать и по остальному.



Конечным пунктом, который надо было обязательно «взять», стала разобранная узкоколейка Нелидовского ДОКа. Её разобрали еще в 2012 году, но было точно известно, что на территории комбината еще осталось метров 500 путей и некоторое количество подвижного состава.
Желание посетить УЖД усиливалось тем фактом, что в сети появились объявления о распродаже узкоколейной техники из Нелидово.

Небольшое историческое отступление:

В 1948 году у западной окраины районного центра был основан посёлок Межа — центр вновь создаваемого Будницкого леспромхоза, место размещения главной станции узкоколейной железной дороги.

Нелидовский лесозавод, который позднее станет крупным деревообрабатывающим комбинатом, к тому моменту уже давно существовал — датой его основания считается декабрь 1907 года. До появления узкоколейной железной дороги лес поступал туда по сплавной реке Межа.
Первоначально строительство велось, главным образом, силами пленных немецких солдат. Лагерь военнопленных находился вблизи посёлка Межа. Военнопленные проложили первые 3 километра магистральной линии Будницкой узкоколейной железной дороги. Затем основной рабочей силой на строительстве стали советские заключённые.




По состоянию на 1950 год, протяжённость магистральной линии Будницкой узкоколейной железной дороги составляла 11 километров (до нынешнего посёлка Тросно, и немногим далее). В Тросно тогда размещался лагерный пункт. Уже действовал мост через реку Межу, имеющий железобетонные опоры. Мост был построен с учётом возможности укладки на нём путей широкой колеи. Далее и подробнее здесь.

Мы приехали на место бывшей станции узкоколейки уже под вечер, после изрядного перехода, и стояния в пробке на выезде из Ржева. Навигатор привел нас к каким-то разрушенным строениям, в которых не угадывалось ничего железнодорожного. Проходящая мимо бабушка подтвердила наши опасения, и отправила на другой конец поселка, где оставалось здание депо.



Локомотивное депо. Фото сделано 2.VI.2007.


Территория бывшей станции еще угадывается, кое-где еще торчат почти разложившиеся маленькие шпалы, но, в целом, все поросло бурьяном, а на бывшей насыпи традиционно вырос разбитый проселок. В здании бывшего депо теперь то ли производственная площадка, то ли пилорама, то ли все одновременно.



Решаем двигаться вдоль разобранной линии, параллельно несколько плутаем, но в какой-то момент решаем оставить машину и пробиваться в выбранном направлении напрямик, через кусты и бурьян. Наше упорство вознаграждается, и за очередным перелеском вырастает земляное сооружение, явно бывшее некогда железнодорожной насыпью.



Нелидовская УЖД. ТУ6А-1233 подаёт груз на нижний склад по мосту через реку Межа. Фото сделано 19.VIII.1997


Дело пошло веселее, когда за бывшей кривой стали угадываться предмостовые подходы, а затем и показался сам узкоколейный мост через р. Межа. О чудо! На мосту даже есть сильно поржавевшие рельсы (явно видавшие лучшее время).



ТУ6А c платформами на мосту через р. Межа (Нелидовская УЖД). Фото сделано 2.X.2009



За мостом колея теряется в зарослях бурьяна высотой с человеческий рост, в них же ржавеют и бывшие лесовозные платформы. На наше счастье вдоль пути натоптана узкая-узкая тропка, которая выводит нас на бывший нижний склад узкоколейки. Древесину все еще возят, складируют и перерабатывают, но вот уже без участия узкоколейки.






Возле некоторых кранов создается впечатление, что они остановили работу буквально вчера. Как будто смена брутальных лесорубов поленилась продолжать разгрузку очередного состава и пошла всем гуртом отмечать День Независимости. Вон на тросах качается подвешенное бревно, мужики вернуться с праздников, чертыхнуться на своего товарища-крановщика и продолжат работу… но нет. Присмотришься и понимаешь, что бревно так висит уже года три, и уже почти сгнило, да и сами краны покрылись изрядным налетом ржи.



На станции из подвижного состава замечены десятка три демиховских платформ, ПВшка и два камбарских тепловоза (их, кстати, сейчас активно пытаются продать по 300К за штуку). Судя по последним новостям – в июле все это богатство начнут утилизировать, если не найдется желающий выкупить технику. Первыми под нож уйдут платформы.





Грустно, в общем, все как всегда.

В 2012 году, когда разбирали УЖД грозились в 2015 ее восстановить и внось возить лес, но, видно, не судьба.



Сам же город Нелидово меня тоже несколько поразил. Для меня было удивительно узнать, что в средней полосе есть шахтерские города, где во всю добывали уголь.



В 1936 году недалеко от железнодорожной станции Нелидово специалисты Ленинградского геологического управления приступили к работам по изысканию полезных ископаемых. В 1940 году заложили экспериментальную шахту. Интенсивное развитие угольных шахт началось только лишь в начале 50-х годов. В октябре 1948 года на шахте № 2 горняки вскрыли угольный пласт, а 5 ноября 12 железнодорожных платформ (примерно 400 тонн) нелидовские шахтёры отправили в Ленинград.





Многие годы успешно эксплуатировались угольные предприятия: шахта № 1 (1952-1963 гг.), № 2 (1950—1953 гг.), № 3 (1953—1976 гг.), № 5 (1957—1960 гг.), № 7 (1958—1990 гг.), № 4 (1953—1996 гг.). Рекордной выработки по добыче угля достигли шахтёры в 1975 году, выдав на-гора 1 019 218 тонн угля при плане 965 800 тонн. Последнюю партию угля выдали на-гора 27 августа 1996 года.















Впрочем, как оказалось, все добывающие городки и поселки похожи друг на друга. Вот и Нелидово со своей застройкой чем-то неуловимо напоминало типовой поселок торфодобытчиков.
Но вместе с тем город оказался гораздо приятнее более крупного Ржева, да и в чем-то ухоженнее и оживленее.
Tags: УЖД, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “УЖД” Tag

  • ПРО детскую железную дорогу в Тбилиси

    На днях удалось осуществить свою старую детскую мечту – посетить первую в мире Детскую железную дорогу. В 1933 году группа любителей…

  • ПРОдолжение ремонта вагона

    Меня временами изрядно поглощает издательско-журналистская деятельность, поэтому пишу все так же редко (хотя каждый раз надеюсь переломить…

  • ПРО ремонт вагона Ammendorf

    Помните осенью рассказывал как купил узкоколейный вагон? В общем, если забыли можно здесь освежить память)))) С нового года коллеги из Тёсовского…

promo komen_dant june 3, 2015 13:18 6
Buy for 10 tokens
Выпьем за тех, кто командовал ротами, Кто умирал на снегу, Кто в Ленинград пробивался болотами, Горло ломая врагу. Волховская застольная В этом году, впервые за последние четыре года, весенняя Вахта Памяти у нашего отряда проходила не на привычной «Егеревке», а в районе…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments