Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

поход в лес

ПРО газеты Второй Ударной армии и жизненные совпадения

Немного о совпадения, в которых некоторые могут видеть мистику.

В этом году под Новгородом буду в третий раз проводить военно-исторический фестиваль посвященный памяти Второй Ударной армии (вот, например, le_ranger о нем писал, или фильм WarSpot от onepamop, и его большой фото-пост кстати). Это как вводная…

Намедни ездил в столицу, и не мог не посетить вареничную, которая так напоминает мне подобные киевские едальни. Атмосфера в ней помогает легче переносить разлуку с Киевом (лирика, да). В этом столичном заведении кое-где висят фотообои сделанные на манер оклейки стен старыми обоями. Причем первые полосы разнообразны, от Мурзилки до Советской культуры и районных газет дальних уголков СССР. Не раз уже изучал передовицы и заметки в них, но в это посещение отчего-то уделил статьям особенно много времени.

e9K21Zzivo4
Как пример фотообев.

Дело в том, что уже давно лелею мечту сделать для своего апрельского фестивале репринт газеты Второй Ударной армии Волховского фронта. Эта армейская газета называлась «Отвага». Большое число сотрудников редакции спустя годы стали широко известны. Среди них Всеволод Багрицкий (поэт, сын Эдуарда Багрицкого), Муса Джалиль (татарский советский поэт, герой-подпольщик в легионе «Идель-Урал»), Евгений Вучетич (скульптор-монументалист, автор памятников «Воин-освободитель» в Трептов-парке, «Родина-мать зовет» на Мамаевом кургане, «Родина-мать» в Киеве и многие другие). Правда стоит упомянуть, что Вучетич, когда его спрашивали про Мясной бор, отмахивался: «Что вы мне Второй Ударной тычете, я не предатель», а то и вовсе говорил, что там лежат одни предатели.

До этого, несколько месяцев назад, попросил своих коллег поискать в публичной библиотеке подшивку этой газеты «Отвага», но ничего не нашлось. Вероятно все «сгорело в пламени» прорыва из окружения в июне 1942 года. Хорошо хоть в сети есть кусок первой полосы, по которой можно понять, как выглядел логотип газеты, и о чем она писала 1 мая 1942 года.

Ну да ладно, ближе к делу. Изучал, значит, эти фотообои, среди них было несколько военных газет, например, издание НКО - Красная Звезда за 1941 год и некая Боевая Красноармейская за середину 1942 года. Сфотографировал даже их, что бы, когда начну делать реплику, то понимать какие материалы вообще в газеты ставились, какая была стилистика и верстка. В общем, глядя на эти обои твердо решил приложить все силы, что бы сделать если не реприт, то хотя бы реплику «по мотивам» газеты «Отвага».

По возвращении в Петербург решил посоветоваться с товарищами, какой контент мог оказаться в этой газете. Мне же в ответ напомнили, что в фильме Пивоварова «Вторая Ударная. Преданная армия Власова» поисковик показывает найденные в Мясном бору гранки некой газеты. Не поленился, нашел этот момент (тайминг 1:05:00). Да, гранки газеты от 24 июня 1942 года, дня прорыва из окружения. Голодные и обессиленные окруженцы(!) пишут в передовице «Врагу не сломить нашего сопротивления. Еще злее, еще настойчивее биться с врагом!» (!!!). Это какая же должна быть сила воли, что бы в таких условиях верить в Победу?!

11

Знаете, в этот момент почуял неладно. Открыл фотографии, сделанные в вареничной, и на полчаса выпал из реальности. Это была одна и даже газета, и более того – один и тот же номер!

eIWcMjztXfg

22

Можно сколько угодно предполагать, каким образом скан первой полосы «Боевой Красноармейской» попал к дизайнерам рисовавшим фотообои, глядя на которые было принято решение делать «Отвагу», но в такие жизненные совпадения мне верится с трудом.

Мне тяжело как-то внятно трактовать это событие, но, наверное, стоит считать, что это знак того, что все делаю правильно. Что мероприятие памяти 2УА все же нужная штука…
promo komen_dant june 3, 2015 13:18 6
Buy for 10 tokens
Выпьем за тех, кто командовал ротами, Кто умирал на снегу, Кто в Ленинград пробивался болотами, Горло ломая врагу. Волховская застольная В этом году, впервые за последние четыре года, весенняя Вахта Памяти у нашего отряда проходила не на привычной «Егеревке», а в районе…
ништяки

ПРО жилой комплекс с газгольдером XIX века



На минувшей неделе продолжил исследовать стройки Московского района, на это раз переместившись в его северную часть, совсем рядом с Обводным каналом.

Не могу сказать, что пылаю к этой части района сильную любовь, но в последние несколько лет, на фоне сноса Петмола и части станции СПб-Варшавский, бывшая промышленная окраина Петербурга начинает приобретать новый, современный облик.

В стороне от масштабных проектов по редевелопменту, на Заозерной улице «Северный город» возводит «Дом у Московского TIME». Радует, что в кризис (о котором так много вещают на каждом углу) стройка кипит в две смены (могли бы и в три, да район густонаселен, а закон защищает право петербуржцев на вечерне-ночной покой).



Главной фишкой этого жилого объекта стал газгольдер «Общества освещения газом Санкт-Петербурга», который был построен в 1881 году по проекту архитектора Ивана Мааса. В здании хранили газ, который использовался в уличном освещении Петербурга. После того, как в газгольдере прекратили хранить запасы газа, здание в разное время использовали под различные производства. За годы он утратил свои прежний облик и изрядно обветшал.

[Инфографика - как устроен и работает газгольдер]

После реконструкции, которая уже активно ведется, историческое здание получит новую жизнь – в нем разместится шестиэтажный паркинг. У газгольдера будет восстановлена разрушенная кирпичная кладка в соответствие с технологическими рекомендациями КГИОП, отремонтированы карнизные навесы и линейные открытия, обеспечено водоотведение с кровли. Фасад восстановят, замуруют технологические отверстия, прорубленные в нем в XX веке, почистят от сажи и грязи, а окна поставят в исторических откосах с сохранением первоначальных габаритов и цветового решения.


Крыша - новодел. Застройщик пообещал ее реконструировать, и восстановить исторический облик.

Надо признаться, что меня удивило такое трепетное отношение застройщика к историческому объекту. Директор по строительству «Северного города» Николай Евстратов, рассказал, что оригинальный фундамент газгольдера почти в идеальном состоянии. Деревянные сваи в наших грунтах прекрасно сохранились, и их достаточно защитить от внешнего воздействия, что бы они простояли еще не одно десятилетие.

Застройщик говорит, что: «Нулевой цикл сохранения газгольдера был технически сложный. Чтобы сохранить историческую постройку, была применена шпунтовая стенка из двойного шпунта коробчатого сечения и двухярусная распорная система. Велся круглосуточный мониторинг за состоянием газгольдера, чтобы избежать его осадки. Сейчас завершено устройство свайного поля для внутренних конструкций газгольдера, в конце лета начнется возведение функциональных и внутренних несущих конструкций, а также замена кровли».
Collapse )
печатаю

ПРО девелопмент, отношение к делу, Московский р-он и люстру из ДК им. Первой Пятилетки



Неоднократно уже писал про поразивший меня дом на #Победы5. Даже, помниться, было большое исследование по люстре из ДК им. Первой Пятилетки, которая нынче украшает холл этого дома.

Вообще Московский район Петербурга давно кажется мне если не самым лучшим местом на земле, то, как минимум, лучшим местом для жизни в Петербурге. Видимо, с этим утверждением согласны многие, ибо сейчас пошла очередная волна массовой застройки оставшихся пятен, а так же достаточно большой редевелопмент выселенных промышленных предприятий.

Но дом на ул. Победы, 5 уникален тем, что максимально гармонично вписывается в парадную часть района и не предлагает пересматривать исторический облик этой части города. Это практически самое сердце района, в 7 минутах ходьбы от Московского Парка Победы и в двух шагах от площади Братьев Стругацких. Об исторической подоплеке застройке этой части района и строительства дома очень хорошо, нет, даже превосходно написал Михаил, посему просто порекомендую ознакомиться с этим массивным трудом. Вы не пожалеете!
Недавно мы посетили свежепостроенный дом «Победы, 5», полюбовались им до заселения, и увидели лично, как в оболочке, соответствующей духу сталинского ампира, уживаются суперсовременные технологии. Мои коллеги уже написали на эту тему изрядно.

Мне бы хотелось остановиться на другом аспекте – на личностном. Понятное дело, что любой проект – это люди, которые на него решаются, которым хватает лидерства и харизмы что бы зарядить других. Поэтому, чем в очередной раз обсуждать дом и его умопомрачительные характеристики, проще расскажу вам о своих впечатлениях от общения с застройщиком – генеральным директором компании LEGENDA Василием Селивановым.



Приятной неожиданностью для меня стало то, что он тоже фанат Московского района. Он так и сказал: «Этот дом для таких же фанатиков, как я». Имея в виду, конечно же, «золотой прямоугольник» парадной сталинской застройки вдоль Московского проспекта. Чувствуется, что Василий радеет не только за дело и коммерческую успешность проекта, но и за облик и архитектурный стиль несостоявшегося центра Ленинграда.

Василий называет свой проект честным и бескомпромиссным. На самом деле, как я понял из общения с ним, это черты самого Василия. Удивительно, как в одном человеке совмещаются редкие для нынешнего времени черты характера. С одной стороны он действительно бескомпромиссный девелопер, который борется за высокое качество своих коммерческих объектов, не допуская отклонений от первоначальной задумки и заявленной планки. При этом он тонкий, и во многом даже романтичный человек, знающий толк не только в архитектуре, но и истории, искусстве и культуре. Жизнь частенько не дает сохранить в себе эти качества, ломая и выбрасывая из человека все, что не ведет к сиюминутной наживе. Василий приятно удивил!

Отсюда и его трепетное отношение к проекту. Несмотря на то, что сам он построил в Московском районе уже 7 домов, «Победы, 5» стал его первым проектом в качестве главы собственной компании LEGENDA. И не правильно было бы назвать этот проект просто показательным. Это значило бы, что последующие проекты могут допускать некие отклонения от заявленного уровня. Все говорит о том, что планка качества и требований будет и дальше расти.

«Сегодня очень непросто стать застройщиком, к которому серьезно относятся, – говорит Василий Селиванов, – Но у нас это получается. И когда в следующий раз мы будем говорить: вот это решение будет сделано так-то, на меня уже не будут смотреть с традиционным для нашего рынка скепсисом и со словами «ну да-да, слышали, знаем-знаем, все обещают». Дом «Победы, 5» будет подтверждать, что если мы говорим и обещаем что-то – так оно и будет. Для меня это не только деловое, но и общечеловеческое понятие: качественное отношение к делу, качественное отношение к партнерам и, тем более, к своим клиентам – к тем, кто нам доверяет».

Для примера такого отношения к делу я вернусь к тому, с чего началось мое восхищение этим домом – к люстре из ДК им. Первой Пятилетки. Вот еще одна цитата.

Василий Селиванов: «Несомненно, люстра – одна из первых ярких легенд дома. Во многом это было рискованным предприятием: были некоторые вполне обоснованные опасения относительно того, насколько она будет уместна в новом доме. Однако мы пошли на этот шаг, скорректировали проект таким образом, чтобы удачно вписать трехметровую люстру в холл, пожертвовав в результате двумя квартирами на втором этаже, так как пришлось делать 7-метровый потолок».

Уверен, что не многие застройщики решились бы на такой шаг – пожертвовать выгодой от продажи двух квартир, в обмен на не всем понятную историю с антикварной люстрой. Но смею заверить, что маневр удался. Люстра действительно стала составной частью всего проекта. Это не штука, которая задумывалась как сама в себе. И видно, что она повешена не для того, чтобы кому-то что-то доказать. Она стала обязательным элементом, кусочком паззла в концепции дома.

Еще раз спасибо Василию Селиванову за интересный рассказ о доме, о концепции строительства, да и о культуре в целом. Пообщаться кулуарно было крайне интересно. И интересно будет увидеть еще одно дещите Василия – smart-дома, которые строятся в Приморском районе.

Но, впрочем, smart – это тема уже для отдельного рассказа. Уверен, не менее интересного. А пока поделюсь с вами настоящим эксклюзивом – фотографиями реставрации люстры для «Победы, 5.





Collapse )
патриотизм

ПРО статьи в газете от 22 июня 1941 г

Вы все, наверняка, в общих чертах представляете как происходит процесс издания газет, что это длинный, сложный и не маневренный процесс. (Оффтоп - с тех пор как полтора года назад стал главредом в печатном СМИ все радости этого дела познаю на своей шкуре постоянно).

22 июня в истории - сугубо "военный", трагический. Однако свежие газеты, которые читали в это день советские люди, были ещё мирными и содержали в себе новости прошедшей недели и субботы, 21 июня. Потому что подписывались в печать они максимум в час ночи, а в основном - уже к полуночи. Набирались и печатались ночью, но в этот момент уже ничего изменить было нельзя, такова технология.

Воскресные "Известия" от 22 июня 1941 года №7522.







Collapse )
ништяки

ПРО форму почтовой службы Третьего Рейха

Неумный глум на тему новой формы Почты России настолько надоел, что решил показать вам как по настоящему выглядели почтальоны в Третьем Рейхе.

Смотрим, наслаждаемся и только после этого проводим аналогии.



Во времена Третьего рейха (1933—1945) «Рейхспочта» продолжала функционировать как государственная монополия под эгидой Имперского министерства почты, при этом на дизайн почтовых марок и на программу выпуска марок сильное влияние оказывала национал-социалистическая пропаганда. Повсеместно используемыми почтовыми марками стали миниатюры с изображением головы Гитлера, было эмитировано большое количество почтово-благотворительных марок. В последний год перед окончанием войны надпись на почтовых марках «Deutsches Reich» («Германская империя») была изменена на «Grossdeutsches Reich» («Великая Германская империя»). Начиная с 1942 года, для войск выпускались марки военно-полевой почты. 25 июля 1941 года была введена первая в мире система почтовых индексов из двух цифр. Эта система вначале использовалась для посылок, а затем была распространена на все почтовые отправления.




Collapse )
печатаю

ПРО сталинский ампир через историю люстры из ДК им. Первой Пятилетки

Жилой дом на улице Победы, д. 5 (застройщик LEGENDA Intelligent Development) можно по праву рассматривать не только как интереснейший роскошный проект в стиле сталинского ампира, но и как музей одной вещи – подлинной люстры эпохи 40-50-х годов. Архитектор Евгений Герасимов узнал, что люстра, много лет освещавшая зал Дворца Культуры им. Первой пятилетки, была выкуплена коллекционером и «выжила» после сноса самого здания на набережной Крюкова канала. И не мог упустить случай взять ее в свой проект. Эта люстра помнит голоса О. Берггольц, Б. Окуджавы, Ю. Германа. Во Дворце Первой пятилетки вёл дискотеки лидер «Аукцыона», поэт и исполнитель Олег Гаркуша. Здесь выступали А. Райкин и училась в театральной студии Т. Доронина. Под этой люстрой выросло целое поколение советских граждан, приобщавшихся к искусству и проводящему здесь свой культурный досуг. После бережной реставрации латунная хрустальная красавица обрела новый дом в парадном холле многоэтажного жилого здания.



Когда в 2005 году дирекция Мариинского театра решительно и неумолимо вознамерилась снести здание ДК Первой Пятилетки, чтобы расширить пространство театра и соединить две сцены навесным мостом через Крюков канал, общественность заинтересовалась историей и культурным значением здания на углу улицы Декабристов, но поделать ничего с амбициями В. Гергиева и возможностями ООО «Терминатор» не смогла. До сих пор петербуржцы приходят на новую сцену Мариинского театра, чтобы оценить не столько оперные и балетные постановки, сколько архитектурный экстерьер и интерьер огромного стеклянного здания, освещающего вечерний город. А когда-то на этом месте, после пожара Литовского рынка, было решено построить клуб совторгслужащих. Здание было закончено в 1930-м году (архитекторы Н. А. Митурич и В. П. Макашов) и «окрещено» в честь успешного выполнения Первой пятилетки.


Дворец Культуры им. Первой Пятилетки (постр. 1929-1930 гг.).

Надо сказать, что 30-е гг. XX века в нашей стране – это переломное время для искусства. Авангард, конструктивизм, супрематизм, поиск нового языка литературы, живописи, архитектуры, резкое порывание со всем буржуазным стали возвращаться к консервативным истокам. Период конструктивизма совпал с первыми тяжелыми годами становления новой власти, организации нового государства, поэтому конструктивность и функциональность были оправданы в том числе и экономически. Конструктивизм мыслит конструкциями, проектами, поисками новых путей, новых архитектурных решений. Это прямые линии, аскетичность, функциональность любых деталей, металлические конструкции, масштабное остекленение. Архитектура должна была отвечать потребностям нового человека в новых условиях жизни, квартиры и личное жилое пространство были объявлены вредными, распыляющими силы пролетариата. Дома культуры были похожи на фабрики, а заводы на театры. Везде работал и отдыхал трудящийся народ. Конструктивизм хотел освободиться от всего прошлого, от всего буржуазного. Архитекторы со всем энтузиазмом подхватили идеологическое знамя, но язык архитектуры никак не переводился на грамматику нового советского уклада. Отсюда бесконечные споры и быстрые смены течений в архитектурном советском авангарде: все должны были строить идеологически правильно, но как понимать это «правильно» в архитектурных деталях никто точно не знал.


Литовский рынок, на месте которого был построен ДК им. Первой пятилетки.
Год постройки 1787-1789 арх. Джакомо Кваренги. Фото до 1917г. Архитектурное решение квартала, которое разработал Кваренги: на углах квартала здание рынка имеет закругление.


Collapse )
печатаю

ПРО Волховскую ГЭС



На минувшей недели удалось побывать на Волховской ГЭС, куда с раннего отрочества мечтал попасть.

На станции снимались одни из заключительных сцен фильма «Ленинград 46» (премьера, говорят, 1 декабря). Нас позвали в качестве НКВДшников, ловящих диверсантов, которые мечтают уничтожить первенца плана ГОЭРЛО. Съемки были достаточно тяжелыми, поработать пришлось изрядно, но в промежутках удалось хотя бы мельком оглядеть это чудо советской инженерной мысли.



Волховская ГЭС (имени В. И. Ленина) — гидроэлектростанция на реке Волхов в Ленинградской области, в городе Волхове. Одна из старейших действующих ГЭС России. Исторический памятник науки и техники.

Водохранилище ГЭС затопило Волховские пороги, обеспечив судоходство по реке Волхов. Волховская ГЭС сыграла огромную роль в развитии промышленности страны в 1920—1930 гг., а также в энергоснабжении объектов промышленности, в том числе и в блокадном Ленинграде, в годы Великой Отечественной войны.



Collapse )
буденовка

ПРО парад 7 ноября 1941 года в Воронеже

В этот день обычно принято вспоминать парад, который состоялся в осажденной столице 7 ноября 1941 года. Но очень мало людей знает, что в этот день, на самом деле прошло три парада.

Первый, самый знаменательный и главный – в Москве, второй, известный благодаря многочисленным фотографиям, в Куйбышеве для эвакуированного из столицы дипкорпуса, третий, незаслуженно забытый – в Воронеже.



Из документальных источников – едва ли не единственная фотография с трибун: на ней маршал Тимошенко и тогда еще просто член военного совета фронта - Никита Хрущев.
Мне впервые пришлось с ним столкнуться в ходе изучения истории Второй Ударной армии. 327-ая стрелковая дивизия («антюфеевская», по аналогии с «панфиловской»), которая впоследствии вошла в состав 2УА, принимала участие в этом параде.

Дивизия формировалась с августа 1941 года в Воронеже, личный состав в основном состоял из рабочих предприятий города. Один стрелковый полк почти целиком состоял из воронежских коммунистов и комсомольцев, он так и назывался «Коммунистический», но он был однако во второй половине сентября 1941 года передан на пополнение прибывшей в Воронеж 1-й гвардейской стрелковой дивизии, а также до половины личного состава из других подразделений, весь конский состав и всё вооружение и фактически с октября 1941 года приступила к формированию заново.



К 4 ноября 1941 года дивизия была сформирована. Она должна была грузиться в вагоны для отправки на фронт, но поскольку в г. Воронеже 7 ноября должен был пройти парад, который принимали маршал С.К. Тимошенко, член Военного совета фронта Н.С. Хрущев, секретарь Воронежского обкома партии В.Д. Ситников и другие руководители обкома и исполкома г. Воронежа, 327-я дивизия прошла перед ними во главе войск гарнизона и прямо с парада начала грузиться в эшелоны.

В Воронеже 7 ноября 1941 года было пасмурно от 0 до -3 и 5 мм. осадков.
Collapse )
морква

ПРО Путина в 1999 году



Постоянное кивание на заграницу, как на источник всех наших бед - не верно. Не верно по сути своей. Все наши беды в нас самих, от нашей собственной безалаберности и слабости все проистекает.
(с) В.В. Путин 1999 год

Что по вашем мнению изменилось?
патриотизм

ПРО Browning M1900

Пока неспешно готовлю очередные большие посты, покажу прекрасное.



Браунинг 1900 в родном воронении, на одних номерах..
Из такого же Браунинга Фанни Каплан 30 августа 1918 года стреляла в Ленина.
Удобный аксессуар, до сих пор нравится слабому полу.
Эту модель вообще любили террористы и налетчики того времени - хороший бой, небольшая отдача, магазинное питание, легкий спуск...

Огромной популярностью FN Browning model 1900 пользовался и в Российской империи, где чаще именовался как Браунинг № 1. Офицерам Русской императорской армии и флота разрешалось приобретать за свой счёт и «иметь при себе вне строя… пистолеты Браунинга 1 и 2 образца» вместо казённого револьвера. Модель 1900 имела перед Наганом огромное и решающее преимущество в быстроте перезарядки, не говоря уже о габаритах и массе, а также о величине усилия спуска, напрямую влияющей на точность стрельбы. Однако самое широкое распространение, как и во всем мире, Браунинг получил в качестве гражданского оружия.

Именно из Браунинга 1900 террористами были убиты генерал-губернатор Финляндии Бобриков, Председатель Совета министров России Петр Столыпин и японский политический деятель Ито Хиробуми. Эрцгерцог Франц Фердинанд, вопреки расхожей версии, был застрелен не из М1900, а из более поздней модели. Так же говорят, что чекист М. Медведев в подвале дома "особого назначения" из него стрелял в Николая II.

Компоновка и внешние очертания Браунинга 1900 г. определили облик большинства автоматических пистолетов до нынешнего времени.